Закон о маркировке питьевой воды

/ Закон о маркировке питьевой воды
07.11.2022

Как предприниматели, так и потребители заметили, что законодательно подвергаются маркировке всё больше и больше категорий товаров. Сейчас на очереди аналогичный закон для всей питьевой воды, реализуемой в оптовых и розничных точках продажи упакованной в тару.

ВАЖНО! Нормативный акт, регулирующий этот закон – ПП РФ № 841 (от 31 мая 2021)

На данный момент законопроект полностью оформлен и готов к работе. Эксперимент, проведённый в начале лета 2021 показывает, что предпринимательский сектор нашёл множество решений, с которыми переход на систему маркировки будет проходить без потрясений.

Питьевая бутилированная вода маркируется первой среди продовольственных товаров Обязательные требования по маркировке планируют вводить постепенно, но при этом не делая слишком больших перерывов между смежными позициями в категории. Первой подвергнется изменениям категория минеральная вода – под этим термином подразумевается питьевая бутилированная вода в любом объёме ПЭТ тары.

Маркировка питьевой воды – новости Пэт-Групп

Какая вода маркируется и что можно не помечать

Важно отметить, что на данный момент рассматривается отработка системы маркировки только для чистой бутилированной воды для питья, как газированной, так и негазированной. Смежные категории товаров, содержащие сахар, красители и другие посторонние вещества, маркировке не подлежат. Также в разряд исключений попадают лёд и снег.

Список групп товаров, подлежащих обязательной для маркировки с 1 декабря 2021 года:

  • 2201;
  • 2201 10;
  • 2201 10 110 0
  • 2201 10 190 0;
  • 2201 10 190 0;
  • 2201 90 000 0.

Data Matrix код

Это код для всех товаров, которые уже переведены на новую систему учёта и маркировки, или находятся в процессе. Для маркировки используется технология цифрового кодирования Data Matrix – в результате каждой позиции присваивается уникальный идентификатор, состоящий из последовательности чисел и букв, который впоследствии конвертируется в привычную всем форму штрих кода.

ВАЖНО! Формат криптокода, который с момента начала действия закона будет нанесён на каждую бутылку с водой, определяется ЦРПТ.

На момент экспериментального запуска проекта маркировки для этой категории продукции все коды бесплатные, но в дальнейшем их цена будет составлять 50 копеек за штуку (не учитывая НДС).

Из чего состоит код:

  • 14 цифровых символов – они составляют основной код товара;
  • 13 дополнительных символов в качестве уникального серийного идентификатора конкретной единицы товара;
  • 4 символа – это ключ проверки для оператора системы.

Как видно, система маркировки по новому образцу мало чем отличается по составляющим от обычного штрихкода. Изменились только нюансы оформления, сами коды контролируются государством и приобретаются у него же. Для конечного потребителя ничего не изменится.

Оборот питьевой бутилированной воды

Так как многое в системе, которую образуют производитель, реализатор и покупатель, изменится, предприниматели будут вынуждены перейти на новую систему учёта оборота питьевой воды.

Коды по технологии Data Matrix – это только часть системы. Основной оборот будет учитываться в специальных цифровых платформах ЭДО. Данные сервисы предоставят пользователю с любой стороны процесса всё необходимое для того, чтобы процесс цифрового документооборота осуществлялся согласно новому порядку учёта. Для упрощения процесса приняты множественные меры – например, повсеместно будут внедрены ЭЦП взамен подписей.

ВАЖНО! В отличие от большинства элементов новой системы, платформы не будут иметь отношения к государственным структурам – предприниматели смогут самостоятельно обращаться за услугами к любой выбранной фирме, которая предоставляет их по лицензии.

Взаимодействие с платформами ЭДО будет осуществляться через отдельного сотрудника, для которого предприятию придётся создавать отдельную вакансию (в случае ИП роль такого сотрудника может взять на себя сам предприниматель).

Что такое оборот маркированной воды?

На данный момент предполагаемый макет системы, по которой будет осуществляться такой оборот, обозначен контролирующими органами и готов к внедрению. Универсальный алгоритм состоит из нескольких последовательных этапов.

Оборот маркированной воды в плане:

  1. Заказ маркеров производителем либо импортёром. Покупка кодов будет осуществляться за счёт первого или добавлена в стоимость импортёром (в зависимости от договорённостей между сторонами).
  2. Занесение информации по маркировке в ЭДО по контакту с производителем или импортёром.
  3. После того, как в платформу ЭДО внесены все данные и проверена их достоверность, можно будет отгружать партию оптовому поставщику.
  4. Поставщик, получая товар, видоизменяет код, добавляя новый идентификатор, соответствующий отправке товара тому или иному розничному реализатору.
  5. На момент попадания к розничному реализатору код полностью «собран» и в дальнейшем меняться не будет.
  6. Когда товар подходит к окончательной позиции реализации – попадает в руки покупателя и проходит через стадию оплаты, кассир или другой сотрудник со схожими обязанностями сканирует код.
  7. Код в итоге попадает в чек и «исключается» из системы как более не актуальный.
  8. Основные сложности для предпринимателя представляют новые элементы цифрового документооборота – это видоизменённые накладные и дополнительные документы, сопровождающие сотрудничество с платформами ЭДО.

Маркировка питьевой воды – новости Пэт-Групп

Однако система в достаточной степени автоматизирована, чтобы работа с ней вызывала не больше проблем, чем взаимодействие с налоговыми службами.


К списку новостей